|
Троя
Нет никакого сомнения, что этот город наряду со столицей Крита, вел непосредственную торговлю с Египтом, а, следовательно, и произведения двух соперничающих школ ювелирных мастеров становились предметом острых дискуссий у прекрасной половины человечества: чьи серьги лучше египетские или троянские. Вернее сказать, даже не троянские, а эгейские. У обоих были свои достоинства, так, что сделать выбор в пользу того или иного направления было совсем непросто. Заграничное всегда кажется лучшим. Египетские украшения отличались тяжеловесностью и чрезмерной деталировкой, особенно это относится к серьгам, так как мочки ушей необходимо прокалывать не еле заметными проколами, а весьма существенными отверстиями, не добавляющими красоты женскому лицу – так называемые «туннели». Но оригинальности в конструктивном исполнении им было не занимать. А что касаемо инкрустации изделий камнями, равных им не было. Троянские изделия более легковесны и вполне современны. К тому же очень скромно представлена продукция украшенная камнями. Их практически нет. Только изделия из металла. Но насколько они оригинальны! И в самом деле, вот например великолепные золотые серьги в виде корзиночки с подвесками, относящиеся к середине III тыс, до н.э, Или вариант «корзиночки», но без подвесок. Удивительная по красоте серьга. Казалось бы, сюжет композиции незатейлив, но, сколько он может рассказать. Филигранная техника представлена на этом изделии на тысячу лет раньше, чем у лучших образцов египетского ювелирного искусства эпохи Нового царства Египта. Зернь присутствует в таком объеме, что можно с уверенность говорить о довольно обыденном техническом приеме для троянских мастеров. Шарики одинакового размера очень умело, даже по нашим меркам припаяны горячей пайкой между двух перегородочек, в виде продольных спаренных проволочек. Корнеры образуют декоративный узор, подчеркивающий, казалось бы, обычную хозяйственную корзинку, предназначенную для походок на рынок за продуктами. Но даже здесь наблюдается очень оригинальный дизайн. Сумочка из коллекции высокой моды Неолита, должна была гармонично дополнять элегантный костюм состоятельной троянской дамы. Может быть, ей как великосветской леди и не полагалось ходить за продуктами, но косметику она вполне была способна носить и сама. В руках обязательно должно что-нибудь находиться, лучше, если это будет элегантная дамская сумочка, рис. 2.4.
Оказывается, хозяйственные предметы могут иметь двойное предназначение. Только троянские мастера решили, что дамская сумочка вполне уместна не только в руках прекрасной дамы, но и в ушах, в виде сережек. Фантазия древних мастеров не знала границ. Чья это была идея, самого мастера или заказчика, не ясно. Может быть, это была своего рода шутка. Но одно можно сказать с уверенностью - затея эта удалась. Серьги получились красивыми, нарядными и оригинальными. Вполне традиционный подход современной женщины к своим туалетам. Женщина всегда остается женщиной, в какие бы времена она не жила. Всегда хочется чего-нибудь оригинального, такого чего не было бы у других, только в этом случае можно сохранить свою индивидуальность. Так было всегда, ныне, присно и во веки веков. Но в том-то и дело, что женская психология не изменилась, точно таким, же образом обстояли дела и в Неолите. В таком случае, какой же это каменный век. Язык не поворачивается назвать их первобытными – это свободное демократичное общество, где не было никакой цензуры и ограничений для раскрытия любых талантов. Но заказчик всегда прав, что заказал, то и получил – хороший ювелир изготовит все что угодно, был бы инструмент. А инструмент в древней Трое был. И судя по всему железный и хорошего качества. Только с использованием всего арсенала современного ювелирного оборудования можно создавать такие шедевры. В данном изделии присутствуют и прокатанный лист, и волоченная проволока и зернь. Филигранная техника для них была рядовой операцией. Зернь, которая как раз и относится к одной из разновидностей этой техники, присутствует на большинстве женских украшений. Серьги в форме луковицы или лодочки очень изящны и так же выполнены с использованием Зерни, рис, 2.5.
|