|
Троя
| |
Рис, 2.4. Серьга в виде корзиночки. Клад F. Золото; вес 6,66; высота корпуса серьги со щитком без дужки 1,6 см; ширина 1,78см; глубина 0,99см; толщина0,04 см; высота нижнего щитка0,27см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
|
Рис, 2.5. (а) Серьги в форме луковицы с зернью. Клад D. Золото, вес 3,23г, 3,71г; диаметр 1,67 см, 1,64см, ширина дольки максимальная 0,33см, 0,29 см; толщина 0,52см, 0,61 см; диаметр дужки 0,1см, 0,11 см.
|
Рис, 2.6. Браслет из четырех спаянных колец. Фрагмент. Клад А. 2600 – 2200 годы до н.э. Золото; вес 21, 72г; диаметр 6,1; ширина 0,65 – 0,67 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
|
Рис, 2.17. Булавка с головкой в виде пластины с шестью сосудиками. Клад О. Золото; вес: 7,53 г; проба 23 карата (по Х Шмидту); высота общая 6,98 см; ширина общая 3,65 см; пластина щитка, ширина 3,08 см; высота 1,66 см; толщина 0,06 см; высота миниатюрных сосудиков 0,69 – 0,71 см; диаметр спиральных завитков 0,51 см; диаметр иглы 0,1 – 0,17 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
|
(б) Топор- молоток ритуальный. Фрагмент. КладI. Топор – молоток ритуальный. Жадеитит (?), вес 1715г; длина 28,2 см; ширина 7,66 см; диаметр отверстия 2,87см (нижний) и 3,05 см (верхний). Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
|
Рис, 2.20. ( а). Топор – молоток ритуальный. Фрагмент. Клад I. Нефритоид; вес 940г; длина 25, 9 см; ширина 5,85 см; диаметр отверстия 2,4 см (нижнее) – 2,46 см (верхнее).
|
Нет никакого сомнения, что этот город наряду со столицей Крита, вел непосредственную торговлю с Египтом, а, следовательно, и произведения двух соперничающих школ ювелирных мастеров становились предметом острых дискуссий у прекрасной половины человечества: чьи серьги лучше египетские или троянские. Вернее сказать, даже не троянские, а эгейские. У обоих были свои достоинства, так, что сделать выбор в пользу того или иного направления было совсем непросто. Заграничное всегда кажется лучшим. Египетские украшения отличались тяжеловесностью и чрезмерной деталировкой, особенно это относится к серьгам, так как мочки ушей необходимо прокалывать не еле заметными проколами, а весьма существенными отверстиями, не добавляющими красоты женскому лицу – так называемые «туннели». Но оригинальности в конструктивном исполнении им было не занимать. А что касаемо инкрустации изделий камнями, равных им не было. Троянские изделия более легковесны и вполне современны. К тому же очень скромно представлена продукция украшенная камнями. Их практически нет. Только изделия из металла. Но насколько они оригинальны! И в самом деле, вот например великолепные золотые серьги в виде корзиночки с подвесками, относящиеся к середине III тыс, до н.э, Или вариант «корзиночки», но без подвесок. Удивительная по красоте серьга. Казалось бы, сюжет композиции незатейлив, но, сколько он может рассказать. Филигранная техника представлена на этом изделии на тысячу лет раньше, чем у лучших образцов египетского ювелирного искусства эпохи Нового царства Египта. Зернь присутствует в таком объеме, что можно с уверенность говорить о довольно обыденном техническом приеме для троянских мастеров. Шарики одинакового размера очень умело, даже по нашим меркам припаяны горячей пайкой между двух перегородочек, в виде продольных спаренных проволочек. Корнеры образуют декоративный узор, подчеркивающий, казалось бы, обычную хозяйственную корзинку, предназначенную для походок на рынок за продуктами. Но даже здесь наблюдается очень оригинальный дизайн. Сумочка из коллекции высокой моды Неолита, должна была гармонично дополнять элегантный костюм состоятельной троянской дамы. Может быть, ей как великосветской леди и не полагалось ходить за продуктами, но косметику она вполне была способна носить и сама. В руках обязательно должно что-нибудь находиться, лучше, если это будет элегантная дамская сумочка, рис. 2.4. Оказывается, хозяйственные предметы могут иметь двойное предназначение. Только троянские мастера решили, что дамская сумочка вполне уместна не только в руках прекрасной дамы, но и в ушах, в виде сережек. Фантазия древних мастеров не знала границ. Чья это была идея, самого мастера или заказчика, не ясно. Может быть, это была своего рода шутка. Но одно можно сказать с уверенностью - затея эта удалась. Серьги получились красивыми, нарядными и оригинальными. Вполне традиционный подход современной женщины к своим туалетам. Женщина всегда остается женщиной, в какие бы времена она не жила. Всегда хочется чего-нибудь оригинального, такого чего не было бы у других, только в этом случае можно сохранить свою индивидуальность. Так было всегда, ныне, присно и во веки веков. Но в том-то и дело, что женская психология не изменилась, точно таким, же образом обстояли дела и в Неолите. В таком случае, какой же это каменный век. Язык не поворачивается назвать их первобытными – это свободное демократичное общество, где не было никакой цензуры и ограничений для раскрытия любых талантов. Но заказчик всегда прав, что заказал, то и получил – хороший ювелир изготовит все что угодно, был бы инструмент. А инструмент в древней Трое был. И судя по всему железный и хорошего качества. Только с использованием всего арсенала современного ювелирного оборудования можно создавать такие шедевры. В данном изделии присутствуют и прокатанный лист, и волоченная проволока и зернь. Филигранная техника для них была рядовой операцией. Зернь, которая как раз и относится к одной из разновидностей этой техники, присутствует на большинстве женских украшений. Серьги в форме луковицы или лодочки очень изящны и так же выполнены с использованием Зерни, рис, 2.5. Обращает на себя внимание, как добротно сделан замок. Крючок представляет собой конус. Один конец очень толстый и массивный надежно припаян толстым слоем припоя с одной стороны лодочки. Другой же конец напротив сделан под конус, и тонким окончанием защелкивается в свободное отверстие корпуса. Замок что ни на есть самый простой – крючок просто отводится в сторону и вставляется в отверстие. Не исключено, что они ко всему прочему еще и пустотелые. Это не царские украшения. Троянские серьги скорее всего принадлежали обычной женщине из народа, служанке, гувернантке или прачке. Но точно такие, же серьги мы встречали и у скифов.
Но на этом удивительные находки не заканчиваются. Имеет смысл присмотреться к казалось бы вполне обычным каменным топорам эпохи Неолита. Вполне традиционные находки, но только не для древней Трои, рис 2.20. Они же проточены на токарном станке! Отверстия также проточены на станке типа сверлильного и вдобавок ко всему они еще и конические с углом порядка 1-2º. А как блестяще выполнен орнамент! Разве такое возможно изготовить прмитывными орудиями труда. Каким образом вообще создавалась такая сложная декорировка. Три ряда круглых шляпок располагаются на квадратной площадке по всему периметру. Даже обычными слесарными инструментами такой сложный рисунок выполнить весьма проблематично. Но это же не бронза и не алюминий, а камень, который резать простым железом не возможно по определению. Железо можно только затачивать о камень, но не наоборот. Так что же это за камни, может быть они мягкие как бирюза и обработать их не составляет особого труда? Вовсе нет. Змеевик (Нефритоид) твердость по Моосу 6 – 6,5, соответствует твердости малоуглеродистой, каленой стали. Это что-то типа сверла или токарного резца. Получается, что на таком резце надо вырезать шарики, квадратики и прочие правильные фигурки. А каким же металлом это все можно изготовить. Современные технологии позволяют обрабатывать самые твердые материалы, но это технологии военно-промышленного комплекса. В таком случае, Троянские топорики изготовлены по таким технологиям? Получается, что так. И все это называется Каменным веком. Каменные топоры и космические технологии. Тогда в каком веке мы живем сейчас? В каменном или двадцать первом. Из истории камня становится известно, что по легенде змеевик был выплюнут Адамом, когда тот подавился яблоком - кусок встал у него в горле и стал змеевиком. Змеевик считается коварным камнем, камень Искуситель. Но может быть и полезным, если вы с ним подружитесь, отведет от опасностей. Благодаря своим высоким художественным свойствам, а также не высокой стоимости многие изделия и сегодня изготовляются из Нефритоида.
Жадеитит, аналог Нефритоида, но более твердый и тяжелый - горная порода состоящая из щелочного пироксена жадеита, находящегося в ассоциации с небольшим количеством полевого шпата или фельдшпатита. Твердость по Моосу 7, соответствует твердости каленой инструментальной стали - напильник. Твердость бронзы всего 4 балла по шкале Мооса. Таким образом, получается, что изготовить подобные изделия можно только на специальном оборудовании с использованием режущих инструментов закаленной стали. Других вариантов нет. А такие топоры имели, скорее всего, не боевое применение, а чисто ритуальное. Хотя при желании можно использовать и их по назначению на это, судя по их высокому техническому уровню, не имело должного применения. Хотя удивляться ничему нельзя, наряду с пушками или огнеметами, типа «греческого огня» могли использоваться и каменные топоры, обработанные на токарном станке с программным обеспечением.
Содержание разделов
Главная
Женская мода эпохи Неолита.
Ювелирные изделия древних мастеров.
Илионская токката |