|
Дохристианская Русь.
| |
Пара ''''рогов'''' - украшение конского головного убора
|
Украшение ручки трона. Золото.
|
Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок Золото
|
Низка бус – крупные цилиндрические, удлиненно – цилиндрические, биконические, кольцевые. Энеолит - ранняя бронза. Сердолик; длина крупных 1.4 -2.4 см, диаметр 0,3 – 1 см. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.
|
Рис. 4.18. Деревянные сани. Город Ур. Около 2500 г. До н.э. Дерево, золото, мозаика инкрустация. Лондон. Британский Музей.
|
Рис.5.9. . Золотые фигурки бычков. Майкопский курган, 1897. Эрмитаж 3 тыс. до н.э.
|
Рис.5.10. (а) Навершие булавы. Золото, камень; диам. 5.3 см Майкопская культура. Середина - конец 4 тыс. до н.э. Майкопский курган (курган Ошад), Республика Адыгея (быв. Кубанская область), г. Майкоп Россия
|
(б) Навершие булавы Додинастического периода Египта.
|
|
Таким образом, получается, что Скифия по территории значительно превосходила империю Александра Великого, да и размеры священной Римской Империи тоже. Но почему-то историками на этом ключевом моменте, не акцентируется никогда должного внимания. Из-за скромности или в угоду чьим-то политическим интересам, не совсем понятно? По своим масштабам империя вполне укладывалась в географические рамки от Дуная до Китая. С другой стороны почтенный возраст захоронений уже заслуживает уважения, многие из которых, датируются ориентировочно V11 - IXвв. до н.э. Можно предположить, что есть и более древние погребения, а ведь это время процветания древнегреческих государств. Даже официально, существование скифской империи длилось тысячу лет - с VII в до н.э. по III н.э. И, наконец, высочайшая художественная ценность самих археологических находок ставит их в один ряд с эллинской и египетской культурами. Уровень изготовления многих изделий совсем не характерен для отсталых племен, ведущих кочевой образ жизни. Первым делом следует отметить полную идентичность стилей произведений декоративно- прикладного искусства с Алтая, с Днепра и с территории современной Венгрии. Следовательно, это был один и тот же народ. Многие источники сходятся в одном - Скифская империя в первом тысячелетии до н. э. занимала огромную территорию. Но это были якобы разрозненные кочевые племена, не имеющие своего единого государства...
Золота в стране было много почему бы в таком случае и не украсить своего любимого скакуна самым немыслимым образом. Вплоть до бараньих рогов вместо ушей. Видно у наших предков с чувством юмора было все в порядке. А на противника такой конь, безусловно, производил неизгладимое впечатление. Наверно перед сражением, неприятель стоял и думал в нерешительности, на чем же скачет к нему скиф, на коне или на золотом баране. Если, на баране, то почему он такой большой и мчится к нему на бешеной скорости? А если лошадь, тогда почему с рогами? Если единорог, то рог должен быть один, а не два. Опять не получается. Мозг врага не выдерживал таких сложных вычислений, и давал команду к отступлению заранее, что бы ни видеть вблизи приближающегося скифа на экзотическом животном...
Хорошо, если противник быстро совершал свои вычисления и успевал заблаговременно удалиться на безопасное расстояние. Неприятель же, не успевший вовремя решить подобную задачу, был обречен испытать на себе все достижения скифского военного искусства в ближнем бою, с использованием тяжелой и легкой кавалерии.
А может и действительно, как утверждают эксперты из Эрмитажа, все эти украшения применялись исключительно в ритуальных целях. Но однозначно можно лишь сказать – никакой другой народ так богато не украшал своих лошадей золотыми изделиями, к тому же выполненными на столь высоком техническом уровне. И уж вряд ли кто мог себе позволить потратить столько драгоценного металла на украшение коня. Весьма сомнительно чтобы египтяне или греки могли столь легкомысленно относиться к своему богатству...
Некоторая часть скифской знати вообще жила практически в Пантикапее, иначе, откуда там взялись скифские курганы и в таком количестве. И цари между собой как-то уживались, ручку трона одного из них можно наблюдать и сегодня в Эрмитаже.
. Льва Любимова можно дополнить - Боспорское царство было «рассадником» не только эллинской культуры, но и cвоеобразным инкубатором царей. Такого количества царских погребений на единицу площади нет нигде в мире, разве что, только в Египте. Тем не менее «Звериный стиль» присутствует в этой ручке трона на все сто процентов, какие еще могут быть сомнения – однозначно скифская работа. Почему интересно, у наших предков такое почитание оказывалось пантере. Ни лев, ни тигр, а именно пантера. Наверно так и останется загадкой. И уж определенно на Кубани и Крыму их водилось великое множество. Кстати говоря у Египтян кошка являлась тоже священным животным, и ей оказывалось не меньше почтения....
И кто-то еще может возразить, что подобное ожерелье по сложности изготовления и художественной значимости не соответствует ХХ ВЕКУ? Даже если оно принадлежало не скифской принцессе, а боспорской царевне, высочайший класс его изготовления не должен оставить и тени сомнения об техническом уровне древних мастеров. Но не будем спорить, в общем - то, это не столь принципиально. Но судя по всему это все та же диадема со скифской царевны из кургана Куль-Оба. Судя по сохранившимся фрескам Египта и Критской культуры, смело можно утверждать, что подобные предметы ювелирного искусства носили все представительницы прекрасного пола не только в середине «железного века», но и в «бронзовом веке»....
Самыми большими мастерами были, конечно, египтяне, никто и не оспаривает их лидерства. За ними следом идут камнерезы южного междуречья. Но оказывается и наши предки им нисколько не уступали и держали свою торговую марку. Драгоценных и полудрагоценных камней на Кавказе было не столь много как в Иране или Ираке. Вот если бы был налажена добыча самоцветов с Урала, наши бы стояли на первом месте. Кто знает может не все древние поселения открыты в Сибири и юге Урала. Кроме как Андроновцев мало что известно о более ранних культурах этого региона. Что касается этого ожерелья, технология изготовления такая же как шумерских аналогов, рис, 5.15. Точно такие же токарно обработанные цилиндрики, некоторые даже с двухсторонним конусом. Пусть их и не много но они есть, и получены не с помощью напильника, а именно на токарном станке неолитического производства. Ну и завершающая стадия сверление всех бусинок, цилиндров и конусов не бронзовым, а стальным сверлом диаметром 1-2мм. Ожерельев судя по всему в захоронении было много, и недостатка в сердолике, лазурите и бирюзе не было...
Леонард Вулли писал: «Неподалеку от входа в подземную гробницу стояли тяжелые деревянные салазки, рама которых была отделана красно-бело-синей мозаикой, а боковые панели — раковинами и золотыми львиными головами с гривами из лазурита на, углах. Верхний брус украшали золотые львиные и бычьи головы меньшего размера, спереди были укреплены серебряные головы львиц. Ряд бело-синей инкрустации и две маленькие серебряные головки львиц отмечали положение истлевшего дышла. Перед салазками лежали скелеты двух ослов, a, в их головах — скелеты конюхов. Сверху этой груды костей лежало некогда; прикрепленное к дышлу двойное серебряное кольцо, сквозь которое проходили вожжи, а на нем — золотой амулет в виде фигурки ослика. Рядом с повозкой археологи нашли игральную доску».
Для скифов эта обычная картина, если к тому же церемония проходила зимой, на чем же еще везти тело, конечно на санях. Но в аравийских песках и русские деревянные сани, это все равно, что африканский слон на Северном полюсе. Как деликатно их называют историки, не сани, а повозка! Наверно и ребенок в детском саду сразу догадается, как называется эта повозка, но официальная наука поставила свой вердикт. Ни каких саней в Уре быть не должно. Но глаза то не обманешь, что есть, то есть. Сани они и есть сани, как их не назови. Только каким образом они оказались на побережье Персидского залива? Какие еще могут быть заумные объяснения. По всей видимости, Пуаби, это действительно была русская царевна, а сани это ее приданное на свадьбу. Все просто и ясно. Таким образом, прослеживается тесная связь между шумерской и скифской культурой. Церемониальные обряды идентичны, даже усопших возят на одних и тех же санях, хотя их не очень то и удобно тащить по песку и камням. Именно для этого запрягали не одну лошадь как у нас, а несколько быков или ослов...
Культ быка был очень хорошо знаком израильтянам, поэтому они воздвигли его на пьедестал. Тем самым библия подтверждает существование в древности культа быка, известного всем народам. Израильтяне во время исхода его не придумали, а просто вспомнили о нем, когда Моисей не на долго их покинул. Новая же религия категорически запрещала им поклоняться идолам, поэтому на тот момент времени они его отвергли, рис. 5.8. Наш же бычок был гораздо меньше, поэтому он стоял не на постаменте, а был насажен на шест или штандарт. Шесты же поддерживали балдахин над усыпальницей царя. При жизни он наверно восседал под ним на троне. Поэтому после смерти повелителя этот балдахин и оказался в погребении вместе с хозяином. От него, конечно, ничего не осталось, а вот шесты поддерживающие его сохранились в целости и сохранности. Интересно, а бычки действительно были насажены на серебряную трубу, как пишут историки, или это всего лишь оговорка. Она даже не просто серебряная, а биметаллическая. Это, значит, присутствуют два разных металла, скрепленных между собой неразъемным соединением...
Одним из признаков царской принадлежности усопшего могут служить не только быки. Подтверждением царского захоронения может быть и навершие булавы, своего рода знаки царского отличия, рис. 5.10. Оно может как раз являться символом царской власти. Изготовлено весьма профессионально, в золотую втулку выточенную по всей видимости на токарном станке, закреплена каким-то образом каменная вставка. Материал, возможно и обсидиан. Древко, конечно, не сохранилось, поэтому остались только навершие и еще одно золотое кольцо. Булавой такое изделие, назвать нельзя – больше всего это походит на скипетр. Булава все-таки боевое оружие, и подразумевает нанесение редких, но ощутимых ударов, например по голове. В таком случае, каменная фигурка долго не удержится в своем гнезде, и обязательно соскочит, не выполнив своего основного предназначения. А вот египетское навершие булавы вовсе не производит впечатление, что египтяне того времени сильно опережали нас в своем развитии. Можно лишь констатировать, что мастера были одинаково высокого класса. Токари, точившие эти детали, обладали одинаково высокой квалификацией. Единственное отличие, что у нашего варианта подставка золотая, а египетская из какого-то прочного камня гранита или базальта. Единственно, что они умели блестяще склеивать различные камни. Причем изобретенные ими клеящие составы выдержали долговременную проверку на прочность. Нет никакой гарантии, что самый лучший современный клей, изобретенный до сего момента, может сохранить свои функции хотя бы 500 лет. Египетские же клеящие вещества сохранили свои свойства в течение 5000 лет, и ни сколько не утратили своих способностей...
Ювелирные изделия древних мастеров
Женская мода Неолита и "Бронзового века"
Главная
Глава 1
Троя |