|
Женская мода Неолита и "Бронзового века"
| |
Височные подвески из Кургана Куль-Оба. Фрагмент.
|
Браслеты ножные с инкрустацией камнями.
|
Серьги из гробницы Тутанхамона.
|
Браслет из гробницы Тутанхамона. II тыс. до н.э.
|
«Дамы в голубом». Фреска Кносского дворца. Середина 11 тысячелетия до н. э.
|
Музыкантши. Фрагмент росписи в Фивах. XV в до н.э.
|
Фрагмент диадемы царевны. XIV в. до н.э. Египет.
|
Рис. 4.21. Шумерское ожерелье из лазурита и сердолика с золотыми листьями. Фрагмент.
|
Рис.5.13. Диадема. Майкопский курган, 1897 г.
|
Рис. 2.7. (а) Молящаяся женщина (раскопки в Трое). Государственный музей, Берлин. У женщины сложная прическа с косами, короткий жилет, подчеркивающий «осиную талию», и юбка с оборками в её нижней части.
|
Минойская великосветская дама, Фреска Акротири.
|
|
Со скифскими и эллинскими красавицами, жившими в 1 тыс. до н.э., на первый взгляд все ясно. Железо к тому времени было известно повсеместно, поэтому у ювелиров был полный арсенал орудий труда, так необходимых для получения высококлассных изделий. Особенно повезло представительницам прекрасного пола Боспорского царства. Ювелирная школа к тому времени у них была сильнейшая в мире. Следовательно, и качество украшений было выполнено на высочайшем техническом и художественном уровне, вполне сравнимым с нашим. Но это был все-таки железный век. А что же одевали еще раньше придворные дамы в «бронзовом веке», и в эпоху неолита? Наверное, тогда уж точно ходили в звериных шкурах, а на шее носили бусы из зубов убитого хищника? Да, носили, причем еще сто лет тому назад, но не везде, основная же часть прекрасной половины человечества вкушала к тому времени плоды просвещения и технического прогресса, и никак не хотели походить на племена Маори, или Бушменов. Аналогичная картина наблюдалась и раньше. Во все времена женщины должны были привлекать внимание сильного пола, таков закон природы, а стало быть, выглядеть они должны красиво, ярко и неотразимо. И следовать в ногу со временем, не опускаясь до первобытного состояния. Как ни странно, но в IV–III тысячелетиях до нашей эры придворные дамы Египта, Крита и Месопотамии, носили такие же ювелирные украшения, что и сегодня одевают женщины на приеме у английской королевы ЕлизаветыII, или на обеде в честь Нобелевских Лауреатов в Стокгольме или Осло....
И хотя представленные изделия относятся к эпохе Нового царства в Египте, но это не повод сомневаться в отсутствии подобных украшений в более ранние эпохи. Просто не разграбленными, золотые украшения в полном объеме сохранились только в гробнице Тутанхамона. Но благодаря их консерватизму, который в данном случае оказал неоценимую услугу в понимании реальных событий того времени, можно предположить об не особенно сильных изменениях стилей и техники в более ранние эпохи. Так по оставшимся фрескам в гробницах, относящихся например, к Древнему царству, однозначно можно утверждать, что мода за две тысячи лет до фараона Тутанхамона практически не изменилась. Египтянки одевались практически также....
Может быть, по количеству золотых украшений на себе, они немного и уступали египетским и шумерским, но зато преуспели как законодатели мод, века отполированного камня. Похоже, что недостаток золота они с лихвой компенсировали альтернативными материалами, используемыми ювелирами и дизайнерами. Обилием жемчуга в прибрежных водах Крита судя по всему умело воспользовались как местные ювелиры, так и торговцы, которые наладили бартер с Египтом. Так, что золото у них все-таки было. Потому, что Критяне продавали жемчуг, в обмен на этот благородный металл, без которого совсем обойтись никак нельзя в деле придания благородства, а так же особой изысканности и утонченности дамских украшений. Таким образом, критянки ощущая на себе некоторый дефицит металла, имели украшения из жемчуга в неограниченном количестве. Зато, с каким искусством они украсили свои прически, оригинально используя его в качестве диадем, ожерелий, браслетов и заколок. Невольно создав свой неповторимый стиль, такой веселый и воздушный, но нисколько не примитивный, а вполне аристократичный. Разве это похоже на «бронзовый век», или даже неолит. Свидетельством именно той эпохи, может служить только архаичный стиль и все....
И вообще, это может быть чисто семейное захоронение. Например, отец жена и дочь. Как и положено быть в цивилизованном мире. Никаких ужасных жертвоприношений в наших погребениях, в отличие от урских гробниц не наблюдается. Все чинно, степенно и вполне цивилизованно. Доказательством присутствия вместе с царем и царицы могут служить украшения, характерные только для высших лиц государства. Золотая диадема лишнее тому подтверждение, рис 5. 13. Где это видано, чтобы рабыни были в царских диадемах. Ни у кого такого обычая нет, а у нас, стало быть, возможно все. Так не бывает. Это царское погребение, пусть и не такое богатое как в Египте или Уре, но зато наше родное. Наши предки не обожествляли своих правителей, и не возводили грандиозных культовых сооружений. Поэтому из кончины своего вождя не устраивали грандиозных шоу-представлений, с массовыми жертвоприношениями. Или погребении вместе с усопшим всей домашней утвари, мебели своей и своих придворных, начиная от детских кроваток, как у Тутанхамона, и заканчивая обеденным столом вместе с кроватью. У нас все выглядело намного благопристойней. «Результаты раскопок в курганах Царской менее впечатляющи, но не менее значимы с научной точки зрения...
Не менее интересно и ожерелье, найденное в замечательном городе Ур. Оно сделано из лазурита, сердолика, так любимые в Египте и на Ближнем Востоке и золотыми листьями. Работа действительно блестящая. Только складывается впечатление, что это не шумерские мотивы, а подмосковные «напевы». Листочки так грамотно изготовлены, да еще и с прожилками, что несложно догадаться с какого дерева они упали. Это не пальма и не банановое дерево, а настоящая береза. Наша родная березка с листочками и сережками. Очень красивая работа и настолько близка сердцу, что навевает самые добрые чувства. Листочки как не странно не похожи один на другой, скорее всего они не штамповались с одной матрицы, а каждый вырезался отдельно. Для такого тонкого прокатанного в вальцах листа, вполне сойдут ножницы по металлу. Ножницы, само собой разумеется, должны быть стальными закаленными. Прожилки, вполне возможно, выполнены просто чеканкой. Для большого мастера это не составит особых проблем, а вот низка бус стилизованных под бруньки, гораздо интереснее. Потому, что лазурит в виде цилиндриков просверлен вдоль оси. Сердолик в данном случае просверлить намного проще, так как он представлен в виде шайб. А вот лазурит пришлось сверлить вдоль, что подразумевает помимо большого мастерства еще и наличие определенных слесарных приспособлений, как например тиски с мягкими губками. Пальцами такую заготовку удержать довольно сложно. Ну и конечно сверло должно быть тоже стальным. Операции не очень сложные по нашим представлениям, только все это происходило в середине третьего тысячелетия до нашей эры, рис. 4.21. Таким образом, получается, что шумерская цивилизация находилась на одном уровне развития со своими соседями, замыкая с востока ряд государств, образующих единую систему высоко стоящих культур. Они тесно общались между собой. Случались не только войны, но и активно развивалась торговля и обмен опытом во всех областях знаний, искусства и техники. Недаром город Ур был крупным портовым городом, также как Троя и Крит...
Но глубокая древность может выглядеть не так, как ее видели античные писатели и художники, а вполне современно. А вот этого историческая наука пока признать никак не может. Иначе пришлось бы переписать все учебники по истории. Так как, придется объяснять ученику начальных классов, что некоторые народы в Неолите не ходили в звериных шкурах, а имели современный облик. А потом не эволюционировали, а деградировали. Эволюция человечества развивается по спирали. Но спираль может идти как по часовой стрелке, так и против нее. Вверх или вниз. Эволюция не всегда укладывается в классическую схему - от простого к сложному. Порой бывает сосем наоборот, от сложного к простому. В случае с Троей, Критом и некоторыми другими цивилизациями все выглядело именно так. Поэтому некоторые экспонаты, просто никогда не показывают широкой публике, что бы ни возникало лишних вопросов. На которые не хочется отвечать, потому, что нечего сказать. Наглядных примеров предостаточно.
Вот перед нами молящаяся женщина из Трои, и великосветская дама с острова Тир, рис, 2.7.
Две жительницы огромной империи, бесследно исчезнувшие со своим народом, и ушедшие в небытие. Если бы не открытия Генриха Шлимана и Артура Эванса, мы никогда не узнали бы о существовании такой цивилизации, которая сопоставима с XIX или даже XX веками нашей эпохи. И до сих пор наивно полагали бы, что это только красивые мифы, не имеющих под собой никаких оснований. Две женщины. Они удивительно похожи друг на друга. Отличаются разве, что только прическами. У троянской женщины она более замысловатая и оригинальная. Такую модель, пожалуй, будет сложно повторить и сегодня. С другой стороны, прически и не должны быть одинаковыми. Каждая женщина хочет быть индивидуальной, поэтому вольна, фантазировать со своей головой как ей заблагорассудится. Лишь бы быть единственной и неповторимой. Так кто же эта молящаяся женщина? Почему сколько тоски и печали в этой фигуре со скрещенными руками и склонившейся головой. Какое несчастье обрушилось на эти хрупкие плечи, что она встала на колени и крепко сжала свои руки в молящейся позе? Чем не современная женщина, совершающая святое причастие, или другие религиозные обряды в католическом храме. Какое удивительное совпадение с современной эпохой. Единственное отличие от нас, так это то, что у нее не покрыта голова. Впрочем, такая традиция характерна только для православия, для всех остальных направлений христианства, она вовсе не обязательна. Во всем остальном отличий нет.
Главная
Глава 1
Троя |